[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Общецерковные вопросы » Православные двунадесятые церковные праздники. » Рождество Христово (25 декабря ст. ст. / 7 января н. ст)
Рождество Христово
АндрейДата: Воскресенье, 22.11.2009, 20:51 | Сообщение # 1
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 105
Репутация: 0
Статус: Offline

Праздник Рождества Христова — один из главнейших праздников богослужебного года. Он относится к разряду Господских двунадесятых праздников.

 
АндрейДата: Воскресенье, 22.11.2009, 20:53 | Сообщение # 2
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 105
Репутация: 0
Статус: Offline
Весь Ветхий Завет — первая часть Библии, повествующая о событиях Священной истории до пришествия в мир Христа — наполнен ожиданием грядущего Спасителя, “Желаемого всеми народами” (ср. книга пророка Аггея 2:8). Как говорит в одной из древнейших проповедей на праздник Рождества святитель Иоанн Златоуст, “о чем некогда скорбели праотцы и предсказывали пророки и что желали видеть праведники, то сбылось и сегодня получило исполение. Бог на земли явися во плоти, и с человеки поживе (ср.: книга пророка Варуха 3:38). Посему возрадуемся и возвеселимся...”. Древние пророки говорили о Христе, что Он “избавит нищего, вопиющего, и угнетенного, у которого нет помощника. Будет милосерд к нищему и убогому, и души убогих спасет” (Псалом 71:12-13). В библейских книгах то и дело рисуется образ этого Избавителя и всякий раз этот образ поворачивается к нам своей новой стороной: то это могучий Царь, то смиренный Страдалец, то загадочный Сын Человеческий, грядущий на небесных облаках, то берущий на Себя грехи мира кроткий Агнец. Касаются некоторые ветхозаветные пророчества и особенностей внешнего образа Его прихода в мир. Выше уже приводилось пророчество о рождении Христа от Девы (см. книга пророка Исаии 7:14). Но существуют и многие другие пророчества об обстоятельствах Его Рождества. Так ветхозаветный пророк Михей говорит о предполагаемом месте рождения Христа от имени Самого Бога: “И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных" (книга пророка Михея 5:2; этот пророчество цитирует и евангелист Матфей 2:6). Христианские толкователи — начиная с авторов Евангелий — видели в ветхозаветных пророчествах еще и иные, связанные с Рождеством, прообразы новозаветных событий. Так в словах пророка Осии “Когда Израиль был юн, Я любил его, и из Египта воззвал сына Моего” (книга пророка Осии 11:1; ср. Евангелие от Матфея 2:15) угадывается не только воспоминание об Исходе из Египта евреев во главе с Моисеем, но и пророчество о возвращении Святого Семейства в Палестину из Египта — куда Иосифу, Богоматери и совсем недавно родившемуся Христу пришлось бежать от гнева Ирода. А в словах пророка Иеремии “голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет” (книга пророка Иеремии 31:15; ср. Евангелие от Матфея 2:18) — угадывалось уже другое пророчество: об избиении жестоким царем вифлеемских младенцев.
 
АндрейДата: Воскресенье, 22.11.2009, 20:53 | Сообщение # 3
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 105
Репутация: 0
Статус: Offline
Новозаветный рассказ о событии Рождества Христова содержится в двух, дополняющих друг друга, Евангелиях — от Матфея (1:18 - 2:23) и от Луки (2:1-20). Здесь повествуется о том, что во времена царствования императора Августа в Риме (под властью которого находилась в те времена Палестина) и царя Ирода в Иудее, по решению императора, была устроена перепись населения. При этом евреям — для их участия в переписи — надлежало прийти в те города, откуда происходил их род. Иосиф и Мария, ожидавшая уже к тому времени скорого рождения Ребенка, пришли в Вифлеем, так как происходили из рода царя Давида. Вифлеем же был городом Давидовым. Придя сюда, они не смогли найти свободных мест в гостинице и были вынуждены (хотя это и было холодное время года) поселиться в загоне для скота — по церковному Преданию, берущему начало в раннехристианских апокрифах, это была пещера. В этой то пещере ночью у Пресвятой Девы и родился Сын — Богомладенец Иисус Христос. Она спеленала Его, и положила в ясли, куда кладут корм для скота. В ту же ночь неподалеку в поле находились пастухи (вероятно, это были пастухи храмовых стад, выпасавшие скот круглый год — даже зимой). Вдруг перед ними явился ангел и их осиял чудесный свет. Поначалу они испугались, но ангел сказал им: “не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях”. После этого внезапно рядом с ним явилось и множество других ангелов, воспевавших Бога и восклицавших: “Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!”. Пастухи поспешили в Вифлеем, и нашли в пещере Марию, Иосифа и Младенца. Они поклонились Христу и рассказали Богоматери о происшедшем с ними чуде. А Мария запомнила все их слова, “слагая в сердце Своем”. Младенец был назван Иисусом.
 
АндрейДата: Воскресенье, 22.11.2009, 20:54 | Сообщение # 4
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 105
Репутация: 0
Статус: Offline
Духовный смысл праздника.
Вся радость праздника Рождества может быть выражена в словах: Бог стал человеком, чтобы спасти людей от рабства греху и чтобы восстановить их в некогда утраченном ими достоинстве. При этом Рождество Христово рассматривается церковной богословской традицией не только как день исполнения древних ветхозаветных пророчеств (о чем уже говорилось выше) но и как день возрождения и воссоздания всей вселенной и прежде всего человека — через соединение физического, тварного, материального естества (природы) со своим Богом. Ведь Бог становится человеком, принимая на Себя физическую природу — точно такую же как и у каждого из нас. При этом непостижимый, безграничный, вездесущий и всемогущий Бог добровольно Себя “уничижает” — ограничивает, Само-умаляется, вступая в зависимость от Собственных природных законов пространства и времени: тех, что были установлены Им Самим еще при творении мира. Как пишет святитель Григорий Богослов, “Бесплотный воплощается, Слово облекается плотью, Невидимый видится, Неосязаемый осязается, Вневременный получает начало, Сын Божий становится сыном человеческим”. При этом оказывается, что в таком добровольном Само-уничижении для Божественного достоинства нет ничего (в нашем обыденном понимании этих слов) ни унизительного ни постыдного. Просто здесь еще раз проявляется Его подлинное всемогущество: не чудо, присущей Ему по определению, и потому легко проявляемой и показуемой Им зримой славы и ощутимой благодати, но чудо благодати “спрятанной”, сокрытой, делающейся отныне — на время — неощутимой и незримой для глаз. Становясь человеком, Бог как бы добровольно “обессиливается”, будучи отныне полностью зависимым от окружающего Его жестокого мира бессловесным Младенцем. Одновременно, при этом Он по прежнему неотступно пребывает и в прежнем Собственном величии — на Небесах, все так же продолжая заботиться о Своем творении — не только как пришедший ныне в мир Спаситель и Искупитель, но и как “от века” Всемогущий Промыслитель вселенной. Итак, Бог Себя “уничижает” (унижает) и через такое Его уничижение, смирение нам еще яснее является и Его всемогущество, мы еще лучше понимаем: для Бога нет ничего невозможного. Как пишет об этом святитель Григорий Нисский (IV в.), “что унизительнее для Бога, чем образ раба? Что смиреннее для Царя всяческих, чем добровольно войти в тесное общение с нашей немощной природой? Царь царствующих и Господь господствующих принимает образ раба: Судия всех делается данником властителей; Владыка твари... не обретает места в гостинице, но полагается в яслях бессловесных; Чистый и Непорочный не отвращается скверн человеческого естества, но, пройдя все степени нашего убожества, претерпевает, наконец, самую смерть. Взирайте на величие Его Самоуничижения...”.
 
АндрейДата: Воскресенье, 22.11.2009, 20:54 | Сообщение # 5
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 105
Репутация: 0
Статус: Offline
Придя на землю, Христос делается подобным нам во всем — кроме греха, ибо Бог — безгрешен. Именно поэтому Он и может прожить воспринятую Им человеческую жизнь так же свято, как жил бы Адам, если бы он не согрешил. В связи с таким возможным параллелизмом образов, православные богословы (вслед за апостолом Павлом) зачастую называют Христа “Новым Адамом”. Разумеется подобный параллелизм возможен с оговоркой: ныне уже совсем иные, чем до грехопадения, условия жизни. Мир пребывает погруженным во грех, он отступил от Бога. Но этот греховный мир — мир как совокупность губительных человеческих страстей, богоборческих и богоотступнических привязанностей (а не как физический, природный мир, который по прежнему добр и прекрасен, как и до грехопадения первых людей) — во Христе не имеет ничего своего. Спаситель вне рабства этим страстям, рабства, в котором — в большей или меньшей степени — находится каждый из живущих. Потому то, на протяжении Своей земной жизни, Он и побеждает страсти и грех во всем том, в чем обычный человек терпит поражение и крушение надежд. Собственным Богочеловеческим житием — до самой смерти и через эту смерть — Он восстанавливает человека в его древнем достоинстве, возвращает нас домой — как ушедшего в чужую страну из отчего дома “блудного сына”. Этот дом — дом Небесного Отца, Божие Царство.
Рождество Христово — начало этого пути ко Спасению: пути, впервые проложенному земным житием Бога. Именно поэтому в текстах, посвященных событию Рождества, Боговоплощения так часто — наряду с праздничной радостью встречи Бога и человека, проскальзывает легкий мотив скорби, грусти, пока еще мимолетное, но уже ощутимое веяние скорби, что должна некогда последовать за этой радостью: Бог пришел в мир, чтобы в этом мире умереть. Как говорит известный православный автор нынешнего столетия митрополит Вениамин (Федченков), “Церковь... вслед за рождением Сына Божия тотчас же вспоминает о страданиях Его, распятии и смерти... И это не будет случайным словом и без связи с праздником Его рождения, а наоборот — неразрывным одно с другим действием, тесно связанными событиями... Вертеп (Вифлеемская пещера) и Голгофа — это начало и конец одного дела — спасения человечества”.
 
АндрейДата: Воскресенье, 22.11.2009, 20:55 | Сообщение # 6
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 105
Репутация: 0
Статус: Offline
И тем не менее главнейшее ощущение праздника Рождества — одного из самых светлых и любимых в православии — это радость новой встречи, после долгой разлуки, Творца-Бога и Его творения-человека. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, “... взирающим... на Самого Спасителя нашего, родившегося сегодня, надлежит взыграть и веселиться, поражаться и дивиться величию домостроительства (спасительной заботы о человеке и мире) Божия, превосходящего всякий ум. Представь, как было бы величественно, если бы мы увидели солнце сшедшим с небес, идущим по земле и отсюда изливающим на всех лучи свои. Если же видеть такое событие с чувственным светилом для всех было бы изумительно, то подумай и рассуди теперь, как величественно видеть Солнце Правды, изливающим лучи Свои из нашей плоти и просвещающим наши души”.
По учению Церкви в день Рождества Христова было положено начало примирению Бога и человека, Неба и земли. Всемогущий Господь, проявляя Свое милосердие к сотворенному Им некогда и грешному теперь человеку, нисходит в мир и воплощается в нем. Именно поэтому и люди, как бы “беря пример” с проявившего величайшее милосердие Бога, также должны в этот день особенно стремиться к примирению с ближними, к делам любви, к оказанию помощи нуждающимся. Вот что пишет об этой смысловой стороне праздника Рождества преподобный Ефрем Сирин (IV в.): “Эта ночь принадлежит Кроткому (т. е. Христу), поэтому пусть каждый отложит ярость и суровость; принадлежит Смиренному, пусть каждый обуздает свою гордость и смирит свое высокомерие. Ныне воссиял день милости, да не преследует же никто мщением нанесенной ему обиды; настал день радости, да не будет же никто виною печали и скорби для другого. Это — день благоволения, да удержится же всякая лютость; это — день безоблачный и ясный, да обуздается же гнев, возмутитель мира и спокойствия; это — день, в который Бог нисшел к грешникам, да устыдится же праведник превозноситься над грешником... Это — день в который даром ниспослан нам дар, которого мы и не просили, поэтому справедливо ли было бы, если бы мы отказали своим братьям, вопиющим к нам и просящим у нас милостыни? Это — день, в который отверзлась дверь неба нашим молитвам; прилично ли было бы, если бы мы затворили дверь просящим у нас прощения обид или облегчения бедствий?... Ныне Само Божество заключилось в человеческую природу, чтобы эта природа устремилась ко всему святому”.
 
АндрейДата: Воскресенье, 22.11.2009, 20:56 | Сообщение # 7
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 105
Репутация: 0
Статус: Offline
История возникновения праздника.
В I-III вв., судя по свидетельству Климента Александрийского (III в.), уже вошло в обычай отмечать праздник Явления Господня. Однако это торжество, в отличие от современного праздника Богоявления (Крещения), служило воспоминанию, не только Крещения Христа на реке Иордан, но относилось в целом ко всей последовательности событий, связанных с пришествием Бога во плоти в мир — начиная от Рождества и до Крещения. Первые ссылки на существование такого “объединенного” праздника Богоявления мы встречаем в отношении древних еретиков-гностиков — василидиан. Разделение дня празднования двух этих важнейших событий Священной истории оказалось делом будущего. Относительно скоро эта традиция — отмечать уже два праздника: Рождество и Крещение — стала достоянием почти всего православного мира. Праздник Рождества был впервые отделен от Крещения на христианском Западе — при папе Юлии, в середине IV века (ок. 354 г.). При этом нужно заметить и то, что различные “поместные” церкви определяли историческую дату Рождества по разному. Так по Клименту Александрийскому Рождество Христово произошло 18 апреля (все даты здесь указываются по ст. ст.), по африканской традиции — 28 марта, по священномученику Ипполиту Римскому (III в.) — 25 марта, по восточной традиции — 6 января, по западной (римской) 25 декабря. Ныне древнюю восточную практику сохранили лишь армяне, отмечающие Рождество 6 января (заметим также, что они до сих пор не имеют и отделенного от Рождества праздника Крещения Господня). Весь остальной христианский Восток воспринял римский обычай справлять Рождество 25 декабря. Следует отметить, что традиция самостоятельного празднования Рождества — без одновременного воспоминания Крещения — проникала на Восток довольно медленно, и, возможно, не без борьбы. Первые рождественские проповеди на Востоке принадлежат Святым Отцам-каппадокийцам (IV в.). В Антиохии празднование Рождества было впервые введено святителем Иоанном Златоустом в 386 или 387 г.
Дата празднования Рождества Христова — в ее соответствии с Западной традицией — объясняется все тем же принципом “вытеснения” языческих торжеств торжествами христианскими. Так о причине празднования Рождества 25 декабря — в его связи с языческим календарем — было высказано три предположения. Первое из них: Рождество оказалось неким противовесом “Сатурналиям” (чествованию мрачного божества Сатурна, пожирающего своих детей); второе: то был день “инквита”, день “непобедимого солнца”, день солнцеворота; третье: 25 декабря было праздником Митры — божества последнего из великих языческих культов Древнего мира, весьма популярного во всей Римской империи среди военных и, отчасти, аристократии.
 
Форум » Общецерковные вопросы » Православные двунадесятые церковные праздники. » Рождество Христово (25 декабря ст. ст. / 7 января н. ст)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: