[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
О "ненужности" обрядов в Праволсавной Церкви.
АндрейДата: Воскресенье, 20.09.2009, 22:07 | Сообщение # 1
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 105
Репутация: 0
Статус: Offline
Мы живем в стремительный век, видим появление новых технологий. Кажется, человеческий ум проникает за грани видимого и невидимого. Изменяются общественные отношения. Дух времени проникает и в область религии. Особенно это видно на примере стран Западной Европы. Католицизм и Протестантизм делают религиозную жизнь человека более комфортной, удобней для человека, чем та, которая существовала, например, 100-200 лет назад. Вводятся нововведения, которые, ранее были неприемлемы для христианской Церкви. На этом фоне Православная Церковь выглядит «отсталой», « не современной», со своими застарелыми обрядами. Так ли это?
Зачем же нам нужны все эти обрядовые сложности? За них Православную Церковь издавна упрекают протестанты. Они говорят: « Зачем вам нужен весь этот формализм, если Дух Божий дышит где хочет?» Они напоминают нам, что при совершении Тайной Вечери Спасителю были необходимы лишь хлеб и вино. « Зачем же вам все эти епитрахили, алтарные завесы, открытие и закрытие царских врат?»
Что же на это можно ответить? Наше богослужение символично, оно состоит из символических действий. Что же означает это понятие-символ?
Сегодня в житейском обиходе в это понятие зачастую вкладывают какой-то ущербный, уничижительный смысл. Я сегодня позавтракал «чисто символически», то есть остался голодным. Мне платят «символическую « зарплату. Примерно в этом же смысле понимают значение символа и протестанты. Символически- для них означает условно, «понарошку». Но в православной традиции понятие «символ» воспринимается совсем иначе, гораздо глубже и серьезней.
Слово «символ» происходит от греческого понятия(сюмбалло)- составляю, соединяю. Поначалу в античном мире это слово имело вполне прозаическое значение, использовалось в торговых отношениях. Однако как раз это его применение может оказаться для нас с вами очень интересным, прояснив и богословское значение этого понятия. Например, собираются заключить деловое соглашение два древнегреческих купца, договариваются о покупке товара: один продает ковры, другой готов за эти ковры выложить определенную часть денег. Вот они договариваются: ты мне выплачиваешь авансом всю сумму, а завтра присылаешь ко мне раба, чтобы он забрал товар. Но есть опасность, что какой-нибудь другой человек, еще один купец, прознает о сделке, пришлет своего раба за товаром, якобы от лица законного покупателя, и обманом получит ковры. Как же узнать, что за товаром пришел раб законного покупателя ковров? Оба купца брали какую-нибудь глиняную статуэтку или дощечку и разбивали ее пополам_ одну половину брал тот, кто покупает, другую- продавец. И когда на следующий день раб шел за товаром, ему вручалась эта статуэтка, которую он должен отдать продавцу, чтобы тот сложил расколотые половинки и убедился, что этот раб действительно пришел от законного покупателя. Понятно, что подделать такую половинку попросту невозможно. И вот образующиеся при сложении этих расколотых половинок единство как раз и называлось «символом».
Понятие «христианского символа» означает в богословии живую, действенную и подлинную связь между двумя реальностями- Божественной и человеческой. Случилось так, что между небом и землей произошел раскол: две половинки бытия, неразрывно связанные между собой с первого дня творения, откололись друг от друга вместе с грехопадением Адама. Первый человек согрешил, отступил от Бога, проложил между собой и небом непреодолимую пропасть. Задача новозаветного человека, христианина- восстановить ту изначальную, ныне разрушенную связь, перекинуть через эту пропасть новый мостик, который поможет нам перейти обратно на ту- небесную, райскую сторону, соединиться с Богом. Христианские символы, в том числе и символы богослужебные, - это те самые многочисленные мостики, что призваны помочь перейти через пропасть богооставленности; их цель- соединить расколовшиеся небесную и земную половинки бытия. Почему же этих символов в Церкви так много, и почему их число умножалось от века к веку? Если мы положим над пропастью, через которую нам нужно перейти, всего одну доску, она может и проломиться, не выдержав нашего веса. Но если это будет мост из многих бревен, то мы перейдем по нему уверенно и безопасно. И чем он будет надежней, тем легче мы переберемся на ту сторону, вернемся в дом нашего Небесного Отца. Все эти обычаи, установления, символические священные предметы, которые существуют в нашем храме( богослужебные сосуды, облачения для священников и т.д), это все новые символы, новые и новые связи, которые образуются между нами и Богом. И каждый из этих символов несет в себе глубокое духовное содержание, еще надежнее, полнее связывая нас с той реальностью, к которой мы жаждем приникнуть.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: