[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Святыни Вязьмы » Храмы Вязьмы » Вяземский Иоанно-Предтечев монастырь
Вяземский Иоанно-Предтечев монастырь
АндрейДата: Четверг, 12.11.2009, 14:34 | Сообщение # 1
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 105
Репутация: 0
Статус: Offline

Вяземский Иоанн-Предтечев мужской монастырь основан в 1536 году преподобным Герасимом Болдинским.
Существует предание о том, что малолетство Ивана Грозного, когда страной правили бояре, много бед учинил вязьмичам фаворит правительницы княгини Елены Глинской- боярин И.Ф. Телепнев-Оболенский по прозвищу Овчина. Проживая в Вязьме и в своей вотчине селе Спас-Телепнево, князь Овчина « в упоении самовластия, позволял себе все». Разврат и бесчинства, грабежи и убийства торговых людей, бесчинство над всяким прохожим и проезжим, пьянство и другие пороки зловещего боярина привлекли к нему всякий сброд. Около 1534 года в ольховом лесу близ Вязьмы, где потом возник Предтечев монастырь, обосновалась настоящая шайка разбойников, не дававшая покою всей округе.
Слух о происходящих под Вязьмой злодеяниях распространился по Русской земле и достиг преподобного Герасима, жившего в основанном им Болдинском монастыре под Дорогобужем. В конце 1535 года старец покинул свою обитель и пришел в Вязьму, взяв с собой одного ученика- Симеона. Рядом с притоном разбойников, на берегу речки Бебри, Герасим Болдинский поставил свою келью и начал вразумлять заблудших, увещевать их оставить разгульную и буйную жизнь.
Претерпев много невзгод, преподобный добился успеха. Многие отстали от шайки, другие подались в иные места. Ободренный Герасим испросил у московского митрополита грамоту на устроение здесь церкви, а затем и позволение основать монастырь. Трудами братии был воздвигнут храм во имя Иоанна Предтечи. По имени храма обитель получила название Предтеченской, а по имени города- Вяземской.Пробыв около 7 лет в Вязьме, устроив Предтечев монастырь, собрав до 40 человек братии и поставив над нею игуменом Симеона, преподобный возвратился в Болдинскую обитель, где и преставился 1-го мая 1554 года. Симеон в течение 34 лет поддерживал славу вяземской обители. При нем был заверщен деревянный храм во имя Вознесения Господня.
В 1566 году обитель навестил Иван Грозный. В конце того же столетия Предтечев монастырь посетил по дороге в Смоленск Борис Годунов. При этом он пожаловал в пользу братии пахотные и сенокосные земли, рыбные ловли на Вязьме, лавки в городе и дом в крепости.
В Смутное время Предтечев монастырь многократно подвергался опустошению литовцами и поляками. В августе 1612 литовский гетман Карл Ходкевич сжег в монастыре деревянные церкви, кельи и ограду, разорил ризницу. Убиты были и оставшиеся монахи. В разрушенную, полностью лишенную средств обитель поставлен был игуменом Даниил, при котором подвизалось 14 человек братии. Лишь после обращения настоятеля к царю Михаилу Федоровичу вяземскому монастрырю вновь были пожалованы вотчины, отнятые во времена польского владычества над краем.
В 1635-1638 годах на пожертвования царя Михаила Федоровича и боярина Ивана Никитича Романова, при игумене Гурии, возведен каменный соборный храм во имя Божией Матери Смоленской Одигитрии. Исключительно богато убранное каменной резьбой сооружение увенчали три стройных шатра. Их видно со всех концов Вязьмы, раскинувшейся вдоль вьющихся речек. Рядом с храмом Одигитрии поставлен братский корпус.
Первым из настоятелей Предтечева монастыря, возведенным в сан архимандрита , был Пахомий. В ту пору над Святыми вратами воздвигли вместо деревянного теплый каменный храм во имя Вознесения Господня с общей трапезной для братии.
Царь Алексей Михайлович, любивший ездить по монастырям, не мог оставить без милостей вновь отстроенную вяземскую обитель, когда шел с войском освобождать Смоленск от поляков. На обратном пути 21 ноября 1655 года он остановился в Вязьме и жил в крепости до 10 февраля, пережидая свирепствовавшую в Москве чуму. Ко второму приезду царя в Вязьму загодя прибыл из Твери патриарх Никон. 5 ноября 1656 года он отслужил в Предтечевом монастыре обедню и пожаловал братию деньгами. Царь вновь долго оставался в Вязьме, с 26 ноября по 10 февраля и, видимо не однажды посещал Предтечев монастырь. До конца 17-го столетия вяземская обитель переживала свою самую лучшую пору.

 
АндрейДата: Четверг, 12.11.2009, 14:34 | Сообщение # 2
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 105
Репутация: 0
Статус: Offline
С 1657 по 1671 год Предтечевым монастырем управлял архимандрит Ефросин, затем, в 1675-1676 годах, архимандрит Тихон. В 1676 году собором братии был избран в настоятели уроженец Вязьмы игумен Питирим. Приняв постриг на 21-м году жизни, Питирим через некоторое время был рукоположен в иеродиаконы и иеромонахи, а в 1684 году возведен в сан архимандрита. На следующий год патриарх Иоаким рукоположил его на вновь созданную Тамбовскую епископскую кафедру. Питирим управлял Тамбовской епархией 24 года, открыл там 168 храмов и тем самым прочно распространил христианство среди иноверцев, составляющих тогда большинство населения края. После смерти православная церковь причислила епископа Питирима к лику святых в знак уважения к результатам его миссионерской деятельности.
Владея крупными земельными угодьями, вяземский Предтечев монастырь до конца 17-го столетия обладал значительным достатком, богатыми ризницей и утварью. В этот период настоятелями были архимандриты Феодосий и Варсонофий.
Петр 1 в начале 18-го века приказал всем монастырям давать приют раненым воинам и не способным к работе мирянам. В обители устроили особую больничную палату с отдельным помещением для высших чинов. Нередко бездетные инвалиды завещали монастырю свое имущество, что позволяло монахам по-прежнему заботиться об украшении обители.
В 1739 году при архимандрите Макарии в монастыре уредили Крутицкую семинарию. Позднее ее перевели в Москву, а здесь устроено было училище для детей духовенства. В этом училище в начале 19-го века получил начальное образование архимандрит Макарий, знаменитый миссионер и переводчик Библии. В начале 1830-х годов Макарий основал на Алтае православную миссию, которая стала образцовой в Сибири. Скончался просветитель в 1847 году в Болховском Оптином монастыре. Сохранившиеся свидетельства об апостольских трудах Макария совместно со свидетельством о его почитании, как угодника Божия, позволили в 1983 году внесли его имя в собор сибирских святых.
В 1750 году архимандрит Предтечева монастыря Венедикт на свои средства поставил новы йкаменный храм в честь иконы Знамения Божией Матери с приделом во имя Николая Чудотворца и весь монастырь обнес каменной оградой.
При Екатерине второй отношение к обители изменилось. Были отобраны многие имения и крестьяне. Перед отписанием в казну за монастырем числилось 2908 крестьян мужского пола.
В Отечественную войну 1812 года вяземская обитель претерпела такое же страшное опустошение, как и при поляках. Многие здания были подожжены, разграблена ризница с царскими грамотами и библиотека с древними книгами. Утварь, иконы уничтожены или растащены. После ухода неприятеля остались только голые стены.
Обитель долго не могла оправиться отурона. С трудом братия, как могла, исправила Никольский, а затем и Вознесенский храмы. Соборная церковь Одигитрии стояла в развалинах до 1832 года. Назначенный тогда настоятелем архимандрит Вениамин несколько лет собирал пожертвования. В 1837 году главный храм был заново освящен. Архимандрит Назарий до 1890 года сумео возвести двухэтажный корпус монастырской гостиницы, две каменные лавки для торговли и часовню.
После революции Предтечев монастырь был закрыт, монахи разогнаны. В одной из келий проживал тогда на покое епископ Орловский и Севский Макарий(Гневушев). Его усилиями в обители возобновились регулярные службы, воссоздан был хор и возродилось церковное пение.
 
АндрейДата: Четверг, 12.11.2009, 14:35 | Сообщение # 3
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 105
Репутация: 0
Статус: Offline
В 1918 году Макарий был обвинен в контрреволюционном заговоре и немедленно расстрелян. Решением горсовета в марте 1930 года храмы монастыря были насильственно отобраны у верующих, сняты кресты и главы, сброшены колокола. Все здания передали спичечной фабрике
В ходе ожесточенных боев за Вязьму в 1941-1943 годах пострадали без исключения монастырские постройки. После освобождения города от фашистов , в июне 1943 года эти полуразрушенные здания были закреплены за пивоваренным заводом. В 1946 году без всякой причины уничтожили зимний Никольский(Знаменский) храм как « не представляющий историко-художественной ценности.»
В 1962 году областные власти обратили внимание на выдающийся памятник русского зодчества. Небольшие ремонтные работы были проведены мастером В.В. Петровым. Но только к 1972 году к работам были привлечены профессиональные архитекторы. Практически реставрация древних построек Предтечева монастыря велась с 1976 года в связи с подготовкой к Московской Олимпиаде. К 1989 году удалось вернуть исторический облик знаменитому трехшатровому храму Одигитрии, а также надвратному храму Вознесения, палатам казначея с хозяйственными постройками, воссоздать небольшую часть ограды и возвести первый этаж гостиницы.
Завершение реставрации Предтечева монастыря совпало с врзвращением его в лоно церкви. Верующие собрали тысячи подписей с просьбой о передаче храма церкви. 26 мая 1989 года просьба была удовлетворена. Потребовался год, чтобы поставить иконостас, собрать и отреставрировать иконы. В день памяти преподобного Аркадия 26 декабря 1992 года монастрыь отмечал свой 450-летний юбилей со дня основания. Торжественные богослужения возглавлял митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл(ныне патриарх всея Руси) 3 мая 1993 года Вязьму посетил Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий второй. Он передал в дар обители икону Спаса Нерукотворного.
(из книги «Поклон из Вязьмы»)
 
Форум » Святыни Вязьмы » Храмы Вязьмы » Вяземский Иоанно-Предтечев монастырь
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: