Вяземский Иоанн-Предтечев мужской монастырь основан в 1536 году преподобным Герасимом Болдинским.
Существует предание о том, что малолетство Ивана Грозного, когда страной правили бояре, много бед учинил вязьмичам фаворит правительницы княгини Елены Глинской- боярин И.Ф. Телепнев-Оболенский по прозвищу Овчина. Проживая в Вязьме и в своей вотчине селе Спас-Телепнево, князь Овчина « в упоении самовластия, позволял себе все». Разврат и бесчинства, грабежи и убийства торговых людей, бесчинство над всяким прохожим и проезжим, пьянство и другие пороки зловещего боярина привлекли к нему всякий сброд. Около 1534 года в ольховом лесу близ Вязьмы, где потом возник Предтечев монастырь, обосновалась настоящая шайка разбойников, не дававшая покою всей округе.
Слух о происходящих под Вязьмой злодеяниях распространился по Русской земле и достиг преподобного Герасима, жившего в основанном им Болдинском монастыре под Дорогобужем. В конце 1535 года старец покинул свою обитель и пришел в Вязьму, взяв с собой одного ученика- Симеона. Рядом с притоном разбойников, на берегу речки Бебри, Герасим Болдинский поставил свою келью и начал вразумлять заблудших, увещевать их оставить разгульную и буйную жизнь.
Претерпев много невзгод, преподобный добился успеха. Многие отстали от шайки, другие подались в иные места. Ободренный Герасим испросил у московского митрополита грамоту на устроение здесь церкви, а затем и позволение основать монастырь. Трудами братии был воздвигнут храм во имя Иоанна Предтечи. По имени храма обитель получила название Предтеченской, а по имени города- Вяземской.Пробыв около 7 лет в Вязьме, устроив Предтечев монастырь, собрав до 40 человек братии и поставив над нею игуменом Симеона, преподобный возвратился в Болдинскую обитель, где и преставился 1-го мая 1554 года. Симеон в течение 34 лет поддерживал славу вяземской обители. При нем был заверщен деревянный храм во имя Вознесения Господня.
В 1566 году обитель навестил Иван Грозный. В конце того же столетия Предтечев монастырь посетил по дороге в Смоленск Борис Годунов. При этом он пожаловал в пользу братии пахотные и сенокосные земли, рыбные ловли на Вязьме, лавки в городе и дом в крепости.
В Смутное время Предтечев монастырь многократно подвергался опустошению литовцами и поляками. В августе 1612 литовский гетман Карл Ходкевич сжег в монастыре деревянные церкви, кельи и ограду, разорил ризницу. Убиты были и оставшиеся монахи. В разрушенную, полностью лишенную средств обитель поставлен был игуменом Даниил, при котором подвизалось 14 человек братии. Лишь после обращения настоятеля к царю Михаилу Федоровичу вяземскому монастрырю вновь были пожалованы вотчины, отнятые во времена польского владычества над краем.
В 1635-1638 годах на пожертвования царя Михаила Федоровича и боярина Ивана Никитича Романова, при игумене Гурии, возведен каменный соборный храм во имя Божией Матери Смоленской Одигитрии. Исключительно богато убранное каменной резьбой сооружение увенчали три стройных шатра. Их видно со всех концов Вязьмы, раскинувшейся вдоль вьющихся речек. Рядом с храмом Одигитрии поставлен братский корпус.
Первым из настоятелей Предтечева монастыря, возведенным в сан архимандрита , был Пахомий. В ту пору над Святыми вратами воздвигли вместо деревянного теплый каменный храм во имя Вознесения Господня с общей трапезной для братии.
Царь Алексей Михайлович, любивший ездить по монастырям, не мог оставить без милостей вновь отстроенную вяземскую обитель, когда шел с войском освобождать Смоленск от поляков. На обратном пути 21 ноября 1655 года он остановился в Вязьме и жил в крепости до 10 февраля, пережидая свирепствовавшую в Москве чуму. Ко второму приезду царя в Вязьму загодя прибыл из Твери патриарх Никон. 5 ноября 1656 года он отслужил в Предтечевом монастыре обедню и пожаловал братию деньгами. Царь вновь долго оставался в Вязьме, с 26 ноября по 10 февраля и, видимо не однажды посещал Предтечев монастырь. До конца 17-го столетия вяземская обитель переживала свою самую лучшую пору.