[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Благовещение Пресвятой Богородицы
АндрейДата: Воскресенье, 22.11.2009, 20:36 | Сообщение # 1
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 105
Репутация: 0
Статус: Offline

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы относится к числу двунадесятых праздников, посвященных прославлению Богоматери. Чаще всего он приходится на период Великого поста (начиная с четверга его третьей седмицы), однако может совпасть и с пасхальным торжеством — по среду Светлой (послепасхальной) седмицы включительно. Праздник Благовещения отмечается 25 марта ст. ст. / 7 апреля н. ст. — ровно за девять месяцев до Рождества Христова (25 декабря ст. ст. / 7 января н. ст.) — обычный срок чревоношения младенцев.

Сообщение отредактировал Андрей - Воскресенье, 22.11.2009, 20:38
 
АндрейДата: Воскресенье, 22.11.2009, 20:39 | Сообщение # 2
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 105
Репутация: 0
Статус: Offline
Праздник Благовещения еще ближе, чем предыдущие — также богородичные праздники — подводит Церковь к ее радостной встрече с Воплотившимся Богом. Именно в Благовещении совершается — наитием Святого Духа — вселение Слова в утробу Богоматери. С этим радостным событием также связано одно из древних ветхозаветных пророчеств. Апостол Матфей в своем Евангелии, говоря о Рождестве Христовом, приводит пророчество Исаии: “А все сие (т. е. Рождество) произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: “се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог” (Евангелие от Матфея 1:22-23; ср. книга пророка Исаии 7:14). Во все времена своего бытия Церковь видела в событии Благовещения исполнение именно этого пророчества Исаии. Дева “безмужно” зачинает Сына, Который не только во всем подобный нам человек, но и Сын Божий, Бог.
Новозаветный рассказ о Благовещении Пресвятой Богородицы содержится в Евангелии от Луки (1:26-38). По преданию Церкви, Лука был хорошо знаком с Богоматерью, и поэтому пишет о Ней чаще и больше, чем, например евангелисты Матфей или Марк. Вероятно, о Благовещении он говорит прямо с Ее слов. Вот как он описывает это чудесное событие: “В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его, и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария; ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц. Ибо у Бога не остается бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел” (Евангелие от Луки 1:26-38).
 
АндрейДата: Воскресенье, 22.11.2009, 20:40 | Сообщение # 3
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 105
Репутация: 0
Статус: Offline
Духовный смысл праздника.
Общий смысл слова “Благовещение” (греч. — благая, добрая, радостная весть: то же самое, что “Евангелие”.
Первая же из посвященных празднику Благовещения стихир Вечерни — стихира на “Господи воззвах” начинается словами: “Совет превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста”... Здесь, в этих словах содержится одно из оснований понимания смысла праздника. Что же это за “Совет превечный” (или “предвечный”)? По учению Церкви еще прежде творения мира Всеведущий Бог уже заранее знает, что свободная воля человека окажется склонной ко греху и даже еще не начав создавать вселенную, Господь уже “загодя” определяет то средство, с помощью которого в будущем надлежит исцелить этот грех. Решение об этом и принимается на некоем загадочном Совете — в согласии единой воли Трех Божественных Лиц Пресвятой Троицы — Отца, Сына и Святого Духа. Тайна этого Совета и принятое на нем решение — решение о том, что на земле некогда должен родиться Сын Божий, Иисус Христос — оказалось временно сокрыто не только от людей, но и от ангелов. Все происходит именно так, как об этом заранее “пред-знает” всеведущий Бог: человек действительно грешит и отдаляется от своего Создателя. И вот постепенно приготавливается средство для исцеления людей от этой древней болезни богоотступничества. Как пишет преподобный Иоанн Дамаскин, согласно этому “предопределенному Совету”, “Единому от Троицы надлежало прийти к людям... Прийти же к сынам человеческим невозможно было без Воплощения. Воплощение же — путь к рождению, а рождение есть последствие чревоношения. Посему надлежало приготовить на земле Матерь Творца”, дабы “Она явила неизреченную бездну любви Божией к людям”. Итак, Пресвятая Дева Мария “была предопределена предвечным провидящим Советом Божиим”. Из среды человеческого рода избирается самая чистая и совершенная Дева, не имеющая никакого личного греха, достойная выносить в Своем чреве и родить Искупителя мира, Сына Божия.
 
АндрейДата: Воскресенье, 22.11.2009, 20:40 | Сообщение # 4
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 105
Репутация: 0
Статус: Offline
В то же время Богоматерь не есть лишь “механическое”, “пассивное” орудие спасения человеческого рода. Как пишет еще один известный средневековый православный литургист и экзегет св. Николай Кавасила (XIV в.), Бог “желал, чтобы Матерь Его родила столь же свободно, как и Он воплотился добровольно”. Бог воплощается в Деве лишь после Ее добровольного на это согласия. Именно Ее ответ архангелу Гавриилу делает окончательно возможным пришествие в мир Христа. Как пишет выдающийся русский богослов святитель Филарет Московский (XIX в.), “в сей беспримерный в бытии мира день, когда Божественная Мариам изрекла Свое краткое и послушное “буди”... слово твари (т. е. Ее слово, как творения Божьего) низводит в мир Творца... Потребно было Ее смиренное “буди”, чтобы воздействовало Божие величественное: “да будет”. Что же за сокровенная сила заключается в сих простых словах: “Се, раба Господня: буди Моя по глаголу Твоему”, — и производит столь необычное действие? Сия чудная сила есть чистейшая и совершенная преданность Мариам Богу волею, мыслию, душею, всем существом, всякою способностию, всяким действием, всякою надеждою и ожиданием”.
В церковной экзегетической традиции принято сопоставлять и одновременно противопоставлять двух, пожалуй, самых известных, женщин Священной библейской истории — Еву и Марию. Если непослушание одной приводит человека к рабству греху и смерти, то смиренное послушание Другой, проявленное Ею в миг возможности Ее свободного выбора, приводит в мир Самого Бога, делающегося Сыном Человеческим.
О том каким образом, каким способом совершается вселение Сына Божия во чрево Пресвятой Девы знает, по слову преподобного Иоанна Дамаскина, “только Сам Бог, и не следует человеку рассуждать о природе того, что неисповедимо и непостижимо”.
 
АндрейДата: Воскресенье, 22.11.2009, 20:43 | Сообщение # 5
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 105
Репутация: 0
Статус: Offline
История возникновения праздника.
Отдельные упоминания о важности почитания события Благовещения Пресвятой Богородицы мы находим еще в IV столетии — в сочинениях святителей Афанасия Великого и Иоанна Златоуста. Возможно, к этому же времени относится и начало церковного богослужебного празднования Благовещения. Вероятно, начало празднования Благовещения связано с именем Кирилла I, патриарха Иерусалимского, учредившего, по свидетельству древних исторических источников, этот праздник в Иерусалимской церкви. Вместе с тем празднование Благовещения получает распространение к концу VI столетия, при императоре Маврикии. Однако, древнейшие иконографические изображения празднуемого события мы находим как принадлежащие еще II веку — в римских катакомбах, например, в усыпальнице св. Прискиллы. Окончательно место праздника Благовещения в пределах церковного года закрепляется после Трулльского собора (691-692 гг.). К концу VII столетия праздник Благовещения — уже один из самых почитаемых в Константинопольской церкви.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: