Крещение Господне (Богоявление)
|
|
Андрей | Дата: Воскресенье, 22.11.2009, 21:28 | Сообщение # 1 |
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 105
Статус: Offline
| Крещение Господне (праздник, именуемый также днем Богоявления) — одно из важнейших торжеств церковного богослужебного года. Крещение входит в число двунадесятых Господских праздников.
|
|
| |
Андрей | Дата: Воскресенье, 22.11.2009, 21:28 | Сообщение # 2 |
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 105
Статус: Offline
| Рассказ о событии Крещения Господня святым Иоанном Предтечей содержится у всех четырех Евангелистов. Вот как, например, повествует об этом событии евангелист Марк: “Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды (то есть саранчу) и дикий мед. И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. Я крестил вас водою; а Он будет крестить вас Духом Святым. И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского, и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение” (Евангелие от Марка 1:4-11).
|
|
| |
Андрей | Дата: Воскресенье, 22.11.2009, 21:28 | Сообщение # 3 |
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 105
Статус: Offline
| Духовный смысл праздника. Итак, праздник Крещения отмечается в воспоминание евангельского события, происшедшего около двух тысяч лет назад на реке Иордан. Здесь Сын Божий Иисус Христос принял Крещение от святого Иоанна Предтечи. Иоанн совершал этот обряд над многими из тех, кто приходил к нему с желанием, покаявшись и изменившись к лучшему, очиститься от грехов. Однако это древнее крещение Иоанном еще не было тем самым таинством, что совершается сегодня над каждым человеком, присоединяющимся к Православной Церкви. Тот обычай был лишь одним из многих так называемых “очистительных” обрядов времен Ветхозаветной Церкви. Нынешнее же православное крещение понимается, прежде всего, как смерть греха в человеке, как "второе" — духовное — рождение для чистой и праведной жизни в Духе Святом. Для православных христиан оно есть — единственно возможный способ, силою и действием Божественной благодати, воскреснуть от внутренней душевной и духовной "мертвенности". Такое крещение по самой своей сути глубоко отлично от крещения через Иоанна. И все же крещение Иоанново было и чем то большим, чем все прежние ветхозаветные очистительные обряды. Оно было предназначено для того, чтобы приготовить народ к пришествию Христа, вспахать ту почву, в которую затем будет засеваться христианское учение. Кроме того, именно во время совершения того Иоаннова крещения, во время погружения Христа в воды Иордана, на Иисуса — ощутимо и даже вполне зримо — снизошел Святой Дух, принявший образ голубя. Одновременно, как рассказывается в Евангелии, с небес раздался Голос, возвестивший миру: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Евангелие от Матфея 3:17). То был Глас Бога Отца, свидетельствующего о Своем Сыне, иначе говоря, о Божественности Иисуса. Именно в этом и заключается глубочайший духовный смысл еще одного — второго названия того же праздника: Богоявление. Ведь в самый миг крещения Иисусова миру — явно и вполне определенно — открылась величайшая из тайн бытия: тайна Единого и Неразделимого Божества, существующего, тем не менее, в Трех Личностях-Лицах. Бог Отец явил Себя здесь как небесный Глас, Бог Сын пребывал в водах Иордана, а Святой Дух сошел на Него "в виде голубине". Всему человечеству воочию явилась вся полнота истины о его Творце и Создателе — Таком, Каков Он есть на самом деле — о Боге-Троице...
|
|
| |
Андрей | Дата: Воскресенье, 22.11.2009, 21:29 | Сообщение # 4 |
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 105
Статус: Offline
| Вот как об этом пишет святитель Григорий Палама (XIV век): когда Христос “крещается от Иоанна..., и восходящему Ему из воды отверзаются Ему небеса, и, вот, слышится тогда голос Отца..., и как голубь, сходит на Него Дух Божий, являя присутствующим Свидетельствуемого свыше. И, таким образом, делается Он явным, как истинный Сын; делается явным и на небесах Отец, как истинный Отец; делается также явным и Дух Святый, происходящий по бытию от Отца, по естеству же на Сыне Отчем почивающий...”. Кроме того значение праздника Богоявления заключается и в том, что Христос до Своего Крещения не был известен народу, но именно теперь, благодаря совершившемуся при Его Крещении чуду, Он оказался провозглашен небесным Божественным гласом как пришедший в мир Искупитель. ...В дни праздника Крещения всегда совершается обряд, именуемый “Великим освящением воды”. По учению Православной Церкви, благодаря такому водоосвящению, в этот день в мире происходит удивительное и всеохватное, но в то же самое время и совершенно неприметное для "невооруженного глаза", чудо: через водоосвящение, совершаемое в зимние крещенские дни, на земле освящаются и все океаны, моря, озера, реки, все источники и родники. В нашем мире все переплетено друг с другом, все взаимосвязано. И потому каждая маленькая капля воды в мировом океане, каждая снежинка (ибо и снег — та же вода), освящаются — по молитве Церкви — всемогущей Божественной Благодатью. Все водное естество вдруг оказывается преображено действием благой и зиждительной Воли Божией. Воля эта есть та же самая, по которой в начале бытия мира Дух Божий, носившийся над еще безжизненными водами неустроенного и хаотичного мироздания, начал свой долгий и непростой труд сотворения всего сущего: космоса, со всей его "мертвой и живой" природой, земли, всех людей. То было "первое", древнее начало вселенной — повредившейся затем, по свободной человеческой воле, злом и грехом. Но христиане верят в то, что для Бога нет ничего невозможного, ничего невыполнимого. И потому-то именно праздник Крещения-Богоявления как освящения водной стихии для православного сознания есть своего рода "новое начало" бытия. В этот день, в известной мере, вновь происходит освящение и воссоздание того "благобытия", что веками разрушается человеческими грехами, но изо дня в день оживотворяется и возрождается действием Божественной Благодати. Вот что пишет о чудесных свойствах освященной в этот день воды — так называемой “великой агиасмы” — святитель Иоанн Златоуст: “настоящий день есть тот самый, в который Господь крестился и освятил естество вод. Посему в этот праздник в полночь все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится от продолжительности времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года остается неповрежденною и свежею, и после столь долгого времени не уступает водам, только что взятым из источников”. Об этом обычае — очень древнем по своему происхождению — упоминают уже церковные авторы III столетия Тертуллиан и священномученик Киприан Карфагенский.
|
|
| |
Андрей | Дата: Воскресенье, 22.11.2009, 21:29 | Сообщение # 5 |
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 105
Статус: Offline
| История возникновения праздника. Как уже отмечалось ранее, праздник Богоявления берет начало в III столетии, и быстро распространяется — в течение IV века — по всем поместным церквам. Впервые он появляется в богослужебной традиции еретиков “василидиан”. В Православной Церкви празднование события Крещения Господня некоторое время — на первом этапе существования этого торжества — совмещалось с воспоминанием Рождества Христова. При этом в различных церквах — в зависимости от местной традиции — в этом празднестве большее ударение делалось то на воспоминании Крещения (например, в Коптской церкви), то на воспоминании Рождества (в целом на православном Востоке: например, в Иерусалиме). Ранее всего праздник Рождества отделился от Крещения (Богоявления) в Римской церкви — около 354 года; на Востоке это происходит постепенно — в основном во второй половине IV века. Как уже указывалось, день 6 января, в который Церковь отмечает Богоявление (Крещение Господне) был призван заместить собой языческий праздник благословения Нила в Египте.
|
|
| |